О том, как воспитывают чемпионок ("МК"-Омск)
При всех – улыбка и непоколебимость вместе с ссадинами на лице и руках, дома – побои. Порой желание родителей как можно лучше устроить будущее своего чада доходит до фанатизма. Яркий тому пример, который активно обсуждается на протяжении последнего месяца, – история восьмилетней девочки – собственная мать избивала и морила ее голодом из-за якобы недостаточных успехов в художественной гимнастике.
Не пряником, а кнутом
По словам матери девочки-гимнастки, после удара ее дочь сразу становится внимательнее. Сразу вспоминается старинная русская пословица – «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а вытянется вдоль – поздно учить». Но ведь не стоит воспринимать эти слова в буквальном смысле. После очередных побоев родители могут увидеть определенный результат – послушание, подчинение, внимательность и концентрацию. Со временем все это «выльется» в то, что ребенок будет жить в постоянном страхе неудовлетворения тех или иных требований родителей. Детский страх и неуверенность уже потом во взрослой жизни кардинально может изменить характер не в лучшую сторону.
Подробнее об избиении детей со стороны родителей и последствиях редакции «МК в Омске» рассказала Наталья Вирт, детский психолог и кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике.
– Наталья Владимировна, скажите, зачем вообще родители поднимают руку на своих детей?
– Обычно взрослый поднимает руку на ребенка по нескольким причинам. Одна из причин – это отчаяние, когда родитель уже не знает, что делать и как повлиять на ситуацию. В некоторых случаях родители за счет того, что есть власть над ребенком, самоутверждаются. А еще – банальный срыв, то есть, когда эмоции переполняют настолько, что их некуда деть, и они вырываются в шлепках, пинках.
– Какие для ребенка могут быть последствия?
– Вариантов достаточно много. Очень многое зависит от того, каков сам ребенок. Если ребенок слаб духом, и родители вдобавок его подавляют со стороны – вот тогда это может повлиять на характер в дальнейшем. Ребенок может неосознанно попадать в ситуации, когда его будут использовать. Обычно дети со слабым характером не задерживаются в профессиональном спорте. Там в основном задерживаются сильные и целеустремленные, способные сделать прыжок над собой. А слабый человек не способен на это. Если ребенок сильный, он потом скажет «спасибо» маме и папе за проявленную строгость.
– Как часто Вы сталкиваетесь с такими случаями?
– В моей практике я редко сталкивалась с подобным. Допускаю, что такие люди в очень небольшом проценте своем доходят до психолога, потому что поход к психологу – достаточно серьезный шаг в понимании того, что ты делаешь что-то не так, и что ты сам не справляешься. Ярких историй немного. Мне, наверное, везет! Я работаю с людьми, которые, например, приходят и говорят: «Знаете, он хочет, он умеет, а когда выходит на соревнования – не может». Родители не планируют делать из ребенка великого спортсмена, но им важно, чтобы ребенок смог преодолеть барьер. Вот с такими историями большое удовольствие работать. Результат всегда очень хороший. Была у меня одна история, когда привели маленькую девочку, у которой в уме во время тренировок одни сосиски в тесте! А ей ведь есть их нельзя. Родители говорят, что она ничего есть не хочет, кроме этих сосисок в тесте. Известно, что спортсменки-гимнастки должны ограничивать себя в сладком, мучном и т.д. Поэтому в этом плане детям приходится нелегко. У нас была разовая консультация, и больше мы не встречались. Я не увидела со стороны родителей готовности поменять собственную позицию, – рассказывает Наталья. – Как-то пришел мальчик-футболист с травмой. Пришел сам. У него был постоянный страх того, что травма может повториться снова в любой момент во время тренировки. Поговорили, вопрос решили! Вообще со спортсменами я работаю очень плодотворно. С ними работать – одно удовольствие. Они четко ставят цель и принимают помощь.
– Что требуется от родителей?
– Мамы, которые ставят слишком высокие задачи перед детьми, должны понять, что именно они хотят – гимнастику как профессию или как этап развития ребенка. Если гимнастика как профессия, тогда допустимо на первых порах понуждение. Ведь ребенку сложно контролировать свои желания. Я однозначно против физических наказаний. А если это очередной этап развития ребенка, тогда нужно довести дело до какого-то логического финала. Допустим, дойти до первого взрослого разряда. Если ребенок справляется, то можно на месте решить, как быть дальше. Для этого нужен достаточно взрослый подход у самого родителя.
– У Вас разряд КМС. Так какого это – быть гимнасткой?
– Художественной гимнастикой занималась больше 8 лет еще в советское время. Определенные успехи были. Затем получила травму. После восстановления ушла в танцы и поняла, что художественная гимнастика – это не цель всей моей жизни. Вообще художественная гимнастика – очень серьезный вид спорта. Маленькие девочки очень быстро должны взрослеть. Упражнения нужно выполнять со взрослым рвением и целеустремленностью. Объем работы очень большой. Обычно берут деток 5 лет. Первый год с ребенком играют. Это естественно. В этом возрасте ребенку хочется играть. А его нужно растягивать и научить выполнять сложные упражнения. И это всегда больно. Ребенок, естественно, отказывается ходить поначалу. На первых порах родителям, к сожалению, приходится прибегать к принуждению. Если у родителей присутствует педагогический талант убеждения, то дети продолжают заниматься. Я не беру в расчет детей, которые поцелованы Богом. У которых от природы данные великолепные. Или девочка так влюбилась в этот вид спорта, что она готова делать все. Такие детки у нас есть, и это подтверждение тому, что наша гимнастика – лучшая гимнастика в мире. Но все-таки это огромный труд. В том числе и психологический. Например, возьмем обычную девочку, которая ни плоха, ни хороша. Если она будет работать, она, конечно, достигнет многого. Если не потянет – перестанет сама заниматься. Тут ребенок либо включается в тяжелую работу, либо нет. Если родители готовы сопровождать ребенка в этой трудной работе, это большой плюс. Ведь родителям всегда хочется, чтобы именно их ребенок достиг каких-то высот. В случае чрезмерного желания этих самых высот и возможны ситуации именно физического принуждения к занятию.
Не «по медалям», а «по удовольствиям»
Такие случаи, когда родители не жалеют детей и стремятся в буквальном смысле за медалями, довольно часто встречаются не только в художественной гимнастике, но и во всем, так называемом, большом спорте. Понятное дело, не каждому спортсмену суждено стоять на Олимпе. Через силу со стороны при всем желании не достичь успехов, пока сам ребенок не будет чувствовать себя комфортно. Вместо занятий в учреждениях для подготовки олимпийского резерва, вполне достаточно отправить ребенка в обычные оздоровительные комплексы. Конечно, режим уже не такой, как у олимпийцев, но тренера также не станут давать слабину!
Например, Елизавета Царенная в свои 20 лет уже открыла собственное дело – оздоровительный центр, где она преподает уже полтора года художественную гимнастику. 15 лет она посвятила этому спорту. И не зря – теперь Елизавета - мастер спорта по художественной гимнастике и знает не понаслышке обо всех нюансах этого вида спорта.
– Под моим руководством 35 человек. Я не готовлю детей в профессиональный спорт. Занятия носят оздоровительный характер. Детки, которым по 4 годика, садятся на шпагат, встают на мостик, прыгают на скакалке. На профессиональных соревнованиях мы не выступаем, а выступаем на различных развлекательных мероприятиях. Есть у нас и сильные, и слабые детки. Есть такие, которые смогли бы показать достойный результат в профессиональном спорте. Родители, которые приводят своих деток, не особо хотят вести их туда из-за возможных травм. Еще вспоминают свой нелегкий спортивный опыт. При этом все родители хотят, чтобы ребенок многое умел в художественной гимнастике. А вообще дети очень хорошо справляются. Нагрузка, конечно, у нас меньше, чем в профессиональном спорте. Главная цель занятий – укрепление мышц. Дети с садика ходят с удовольствием. Осанка и фигура формируются именно во время занятий гимнастикой, – поясняет Елизавета. – Максимальное количество в группе – 8 человек. А вот в специализированных спортивных школах группы по 30–40 человек. Естественно, не каждому ребенку там уделяется внимание. В небольших группах в этом плане легче. К каждому нужно найти подход. У каждого есть своя ниточка, за которую нужно дернуть, – рассказывает Елизавета.
Вести с полей
Наш город Омск славится тем, что художественная гимнастика действительно развита на высоком уровне. Об этом свидетельствуют победы омичек на Олимпиадах. Одна из них – Ксения Дудкина. Всех побед и не перечесть – и юношеская олимпиада в Сингапуре в 2010 году, и Олимпиада в Лондоне в 2012 году. Вот так Марина Дудкина, мама Ксюши, поделилась тем, какого это – вырастить олимпийскую чемпионку.
– Вообще мы начинали с танцев. Ксюша еще в детском садике была. Как-то она пришла домой и сказала, что ее записали на гимнастику! Так и начали заниматься художественной гимнастикой. Уже через неделю занятий она собралась на соревнования. Но я ее, конечно, не пустила! Еще ведь не подготовленная была совсем. Вообще я всегда сама хотела заниматься гимнастикой. Но переросла, да и у родителей не было времени меня возить, – рассказывает Марина Александровна. – Потом Ксюша занималась в Первой спортивной школе. Конечно, ребенку было трудно! Первый класс в школе, еще и гимнастика. Через год нас перевели в Центр художественной гимнастики. Машины тогда не было, ездили на маршрутках на тренировки в любую погоду. Как-то еще на первых соревнованиях она стала третьей, мы с мужем так были рады! А вот Ксюша – наоборот. Перед любыми соревнованиями я всегда до Ксюши дозвонюсь, или она до меня! У нас уже такая традиция – созваниваться перед выходом. Всегда, когда была возможность ездить на соревнования с дочерью, я ездила и поддерживала ее. Например, вместе с сыном поехали на олимпиаду в Лондон! Еще и крестная приехала – болели за наших. Невероятно было осознавать, что за хрупкими плечами 17-летних девочек стоит Россия – все ждали только первого места, конечно же! Если я рядом с Ксюшей, то обязательно перед ее выходом «на ковер» мы встречаемся взглядами – и в бой! Конечно, до такого уровня не сразу дошли. И вторыми были как-то. С конца! (Смеется). Бывало еще в детстве Ксюша могла с легкостью выполнить сложные трюки и одновременно ошибиться на каком-то пустяке. Мы никакого давления не оказывали, она сама понимала, где ошиблась, и в каком направлении нужно работать. Сейчас вот мамочкам нужен сразу результат и деньги в придачу. Когда мы пошли заниматься художественной гимнастикой, мы даже не думали, что дойдем до олимпийских чемпионов. Просто пошли тренироваться.
Вот он – яркий пример того, что в спорте «выживают» только сильные и целеустремленные. А вот физические побои ни к чему хорошему не приведут. В любом случае, спорт полезен людям всех возрастов. Родителям нужно помнить, что каждый ребенок в своем роде уникален. Нужно лишь некоторое время, чтобы он «нашел себя».
© 2013 Template by w3layouts