Организация урока

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Общая характеристика художественной гимнастики со спортивной направленностью

Основными средствами являются:

– упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. д.);

– упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);

– элементы классического танца;

– элементы народных танцев;

– элементы историко-бытовых и современных танцев;

– акробатические упражнения;

– ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

– элементы пантомимы;

– элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

– упражнения из других видов спорта.

Упражнения школьной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики). Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Особенности урока художественной гимнастики в школе

Применение средств художественной гимнастики на уроках физкультуры в течение учебного года позволяет значительно повысить уровень развития быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, равновесия, координации движений.

Урок художественной гимнастики в школе оказывает значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Средние значения пульса при исполнении в основной части урока упражнений с предметами составляют около 165 уд/мин.

В зависимости от структуры элементов, а также от их направленности как в педагогическом плане, так и по характеру воздействия на организм занимающихся школьный учебный материал можно условно разделить на 6 видов:

1) разновидности ходьбы, бега и скачки;

2) танцевальные шаги и их соединения;

3) упражнения для рук, туловища (наклоны, выпады), на равновесие;

4) упражнения с предметами;

5) прыжки на месте и с продвижением;

6) упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища.

В подготовительную часть урока длительностью до 8 мин. входят упражнения 1-го вида, в основную (30 мин.) – 2, 3, 4 и 5-го видов, а в заключительную (7 мин.) – упражнения 6-го вида.

Подготовка к занятию и его проведение

Готовясь к занятию, учитель должен прежде всего определить его задачи, содержание, направленность. Начинающему учителю рекомендуется составлять конспект подробно в письменном виде, с указанием дозировки, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. В дальнейшем, с приобретением педагогического опыта, можно не записывать полностью урок, но тщательно продумывать его построение.

Однако план-конспект не должен превращаться в догму, исключать творческое начало. Практически это означает, что, сохраняя методическую последовательность, целенаправленность, учитель может усложнять, облегчать задания, вводить новые и т. д.

Важным условием правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение занимающихся.

Подготовительную часть рекомендуется проводить в движении колонной по кругу. При выполнении упражнений у опоры нужно расставлять школьниц так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении упражнений на середине зала лучше всего размещать школьниц в шахматном порядке, причем через 2–3 урока следует менять линии.

При выполнении упражнений с продвижением рекомендуется перемещение в направлении от задней к лицевой линии по 3–4 человека с возвращением по боковым линиям назад в исходное положение. При выполнении больших прыжковых соединений без предмета и с предметами рационально перемещение по диагонали с продвижением от задней линии к передней (рис. 1).

Рис. 1

Во время проведения урока учитель должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений. Показ должен быть технически грамотным и четким, с определенной выразительной окраской. Необходимо помнить, что показ не может заменить собой те указания и замечания, которые учитель может сделать устно.

При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу или ученицу и вновь объяснить задание. Замечания могут носить «профилактический» характер, то есть до выполнения задания учитель предупреждает всю группу или отдельных учениц о возможных ошибках. Учителю нужно не только найти ошибку, сделать замечание, но и добиться от занимающихся выполнения своих указаний, проявляя строгость и взыскательность, но сохраняя при этом доброжелательность.

Музыкальное сопровождение занятий

Музыка в художественной гимнастике выполняет ряд специальных функций:

– благодаря музыке художественная гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий ученицы знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма, структуры метра и такта, формы и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;

– музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;

– музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряются процессы восстановления;

– музыка на уроках должна быть простой, доступной и выразительной;

– для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка.

ОБУЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Этапы обучения

Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастике может быть условно разделен на 3 этапа. 1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении, 2-й – его углубленное разучивание и, наконец, 3-й этап – его совершенствование.

Создание предварительного представления опирается на ряд характерных методов и приемов. Основными из них являются следующие:

1. Использование терминологически точного наименования упражнения, которое при условии знания терминологии сразу создает определенное двигательное представление о движении.

2. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зримый образ движения.

3. Объяснение упражнения, с помощью которого уточняются детали техники, элементы выразительности движения и другие нюансы.

4. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное, исполнение.

Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. В художественной гимнастике широко применяется показ самим преподавателем. К показу предъявляются следующие требования: точность, направленность на решение вполне определенных задач, соответствие данному этапу освоения упражнения. Давая образное объяснение, учитель добивается нужной выразительности каждого движения, но вместе с тем уточняет и необходимые элементы техники.

Разучивание упражнения. Создание предварительного представления о движении непосредственно, без ярко выраженной границы, переходит в этап углубленного разучивания.

Учитывая относительно высокую доступность упражнений художественной гимнастики, можно считать, что этап первичного разучивания относительно короток. Как только сформировано предварительное представление о разучиваемом движении и в процессе начального обучения устранены наиболее грубые ошибки, можно считать, что ученица перешла к процессу совершенствования.

Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Он включает работу над выразительностью движения, точностью выполнения. Совершенствование сложных упражнений может продолжаться многие месяцы.

Методы и приемы обучения

В художественной гимнастике принято выделять 2 основных метода обучения упражнениям. Это метод целостного освоения упражнения и метод обучения посредством расчленения.

Целостный метод. Данный метод широко применяется в художественной гимнастике, что объясняется относительной доступностью упражнений. Практически любое упражнение, трудность которого соответствует уровню подготовки ученицы, может быть освоено целостно. Вместе с тем следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту двигательную базу входят элементы, которые необходимы как сами по себе, например элементы хореографической подготовки, так и элементы, позволяющие на их основе осваивать более сложные упражнения. Например, изучение такого движения, как вертикальное равновесие нога вперед или назад, проводится целостно, однако оно основывается на владении системой упражнений (батман тандю, батман жэтэ, батман девлоппэ, гран батман жэтэ и др.).

Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, а также для коррекции двигательного навыка, для исправления некоторых ошибок или работе над выразительностью движений в отдельных его фазах, например всякий прыжок в художественной гимнастике может быть разделен на несколько стадий действий.

Подготовительная стадия:

1-я фаза – «разгон» (в прыжках с места отсутствует);

2-я фаза – «наскок с замахом» (в прыжках с места – «замах»);

3-я фаза – «амортизация» (в прыжках с места – «подседание»).

Основная стадия:

4-я фаза – «выталкивание»;

5-я фаза – «отрыв».

Стадия реализации:

6-я фаза – «формообразующие действия»;

7-я фаза – «фиксация позы» (необязательна).

Завершающая стадия:

8-я фаза – «подготовка к приземлению»;

9-я фаза – «амортизация»;

10-я фаза – «связующие и корректирующие действия».

В процессе освоения упражнения могут применяться различные методы работы:

1. Оперативный комментарий и пояснение. В процессе работы над движением большое значение имеют указания, которые дает учитель в ходе выполнения упражнения. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого ученица может оперативно представить собственные действия. При этом учитель всегда чутко реагирует на характер движения ученицы и, внося коррекцию, тем самым применяет принцип обратной связи.

2. Музыка как фактор обучения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на ученицу в процессе обучения упражнениям. Изменяя темп, ритм музыкального сопровождения, акцентируя отдельные детали движения, можно управлять действиями ученицы, меняя их характер. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка.

3. Приемы физической помощи применяются достаточно часто, в особенности при необходимости скорректировать действия ученицы. Так, при освоении прыжка шагом возможно применение помощи, благодаря чему увеличивается длительность фазы полета. В результате ученица получает возможность лучше прочувствовать характер действия при исполнении этого движения. Например, с помощью учителя ученица может лучше ощутить координацию движений при исполнении волны и аналогичных движений, когда ее собственные действия непосредственно физически управляются учителем.

Часто применяются различные приемы фиксации, с помощью которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения.

4. В процессе обучения движениям важен самоконтроль действий со стороны ученицы. Чрезвычайно важен при этом зрительный анализатор. Наиболее простой и распространенный прием – это работа перед зеркалом. Напротив, выполняя отдельные фазы движения или упражнение целиком с закрытыми глазами, можно лучше сосредоточиться на двигательных ощущениях и тем самым повысить эффект освоения упражнения.

Техническая подготовка

В данной работе используются следующие из перечисленных средств: упражнения без предмета, элементы классического танца, элементы народных танцев, элементы историко-бытовых и современных танцев, ритмика, элементы основной гимнастики. Все эти средства можно объединить в одно общее, из которого состоит основная «школа» движений художественной гимнастики – хореография.

На рис. 2 показаны основные навыки, относящиеся к технической подготовке. Условно можно выделить такие основные компоненты технической подготовки: хореографическую, музыкально-ритмическую, подготовку без предмета.

Рис. 2

Под хореографией понимается все то, что относится к искусству танца. В раздел хореографической подготовки входят элементы классического, народного, историко-бытового и современного танцев, исполняемых в виде экзерсиса у опоры и на середине.

Структура и принципы построения урока хореографии

Структура урока хореографии остается классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизация их к предстоящей работе, подготовка к выполнению упражнений основной части урока.

Указанные задачи решаются следующими средствами: разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения, общеразвивающие упражнения. Данные упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

В основной части решаются задачи урока с помощью большого арсенала различных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, общеразвивающих упражнений.

В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью упражнений на расслабление, на растягивание. В этой части урока подводятся итоги.

Урок хореографии строится на следующих 4 принципах:

– соразмерность отдельных частей урока;

– подбор упражнений и последовательность их исполнения;

– чередование нагрузки и отдыха;

– составление учебных комбинаций на урок.

Последовательность упражнений в уроке хореографии строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений, включая в работу все более крупные группы мышц.

Программа по художественной гимнастике

Программа состоит из практического раздела. Курс занятий рассчитан на 20 часов, который может войти в вариативную часть программы по физической культуре.

Подготовительная часть урока (5 мин.) – общеразвивающие упражнения:

– различные виды ходьбы: на носках, на пятках, высокий шаг, в полуприседе, в приседе;

– различные виды бега: с высоким подниманием бедра, сгибая голень назад;

– острый шаг;

– перекатный шаг;

– различные движения руками;

– наклоны.

Основная часть урока (25 мин.) – хореография:

а) у опоры:

– позиции ног;

– поднимание на носки в сочетании с наклонами, приседаниями и полуприседаниями;

– волна;

– полуприседания (деми плие), приседания (гран плие) с различными движениями руками в сочетании с волнами, наклонами;

– выставление ноги на носок вперед, назад, в сторону (батман тандю);

– махи ногой на 45 градусов вперед, назад, в сторону (батман жэтэ);

– круги носком ноги по полу (рон де жамб пар терр) в сочетании с наклонами;

– упражнения на растягивание из исходного положения нога на опоре в сочетании с наклонами и полуприседаниями;

– махи (гран батман);

– удержание ноги;

– прыжки по 1, 2, 5-й позициям.

б) на середине.

1. Стоя на месте:

– позиции рук;

– волны и взмахи руками;

– целостная волна;

– наклоны: вперед, назад, в стороны (из различных исходных положений);

– высокое равновесие на носке одной, другую назад, руки в стороны;

– поворот на 360 градусов на одной, другая согнута вперед.

2. В движении:

– соединение упражнений: равновесие с поворотом;

– махи с продвижением вперед;

– круглый полуприсед, волна с продвижением вперед;

– подскоки с продвижением вперед;

– прыжки на двух с продвижением вперед;

– скачок;

– открытый прыжок;

– прыжок шагом.

3. Танцевальные упражнения.

а) Танцевальные шаги:

– приставной шаг;

– шаг польки;

– шаг галопа;

– шаг вальса (в сторону, с поворотом).

б) Танцевальные связки:

– шаг польки, подскоки;

– шаг галопа, прыжки на двух вверх;

– шаг вальса в сторону, шаг вальса с поворотом.

Заключительная часть (10 мин.) – упражнения на развитие специальных качеств.

а) Упражнения на развитие гибкости:

– наклоны;

– гимнастический мост;

– «складки»;

– «кольцо»;

б) упражнения на растяжку:

– выпады;

– продольный шпагат;

– большие махи.

в) Упражнения на развитие равновесия:

– равновесие на двух, стоя на носках, руки вверх;

– равновесие на носке одной, другую назад на 60 градусов, руки в стороны;

– «волна» вперед и назад в стойку на носках.

г) Упражнения на развитие координации:

– на согласование движений рук и ног.

4. Специальные упражнения художественной гимнастики для выработки пластики, выразительности, женственности:

– различные движения руками, сопровождающиеся движениями головы;

– волны и взмахи;

– танцевальные шаги.

5. Упражнения на связь элементов художественной гимнастики с музыкальным сопровождением: танцевальные шаги, танцевальные связи, упражнения у опоры.

В конце изучаемой программы рекомендуется провести контрольный урок с выставлением оценок, критериями которых являются итоговые требования.

ИТОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Техника выполнения прыжков: скачок и открытый.

2. Высокое равновесие на носке одной, другую назад.

3. Контрольные упражнения на гибкость – мост, на растянутость мышц ног – продольный шпагат.

4. Выполнение зачетной композиции без предметов:

– высокое равновесие на носке одной, другая назад;

– поворот на 360 градусов на одной, другая согнута вперед;

– открытый прыжок;

– волна вперед с продвижением;

– шаг вальса в сторону.

Связующие элементы: волна руками; скрестный поворот; наклон назад; мягкий шаг.

ВЫВОДЫ

Применение элементов художественной гимнастики на уроках физической культуры оказало положительное влияние на физическое развитие учениц:

1. Повысилась адаптация организма учениц к физическим нагрузкам.

2. Улучшилась гибкость и растянутость мышц ног.

3. Повысилась координация.

4. Увеличилось время выполнения равновесия.

Также повысились результаты тестов по общей физической подготовке, что свидетельствует о том, что применение на занятиях средств художественной гимнастики способствует всестороннему, гармоничному развитию занимающихся.

Улучшение осанки, гибкости, координации движений способствовали выработке грациозности и женственности у девушек.

Новости

Акция "Яи закон"

Внимание!!! Тонкий лед!

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР

Правила дорожного движения

Всероссийские соревнования"Осенний хоровод"

 

 

Решаем вместе
Проблемы с записью в спортивную секцию? Спортивные площадки требуют ремонта?

 

 

 

 

 

Протоколы соревнований

Нет записей

© 2013 Template by w3layouts