Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Современная школа требует от школьников значительных физических и психических усилий. Статистика последних лет безжалостна – последние 10-15 лет сохраняется тенденция ухудшения здоровья детей. Отклонения в состоянии здоровья отмечаются более чем у 70% детей в возрасте 7-18 лет. Количество здоровых детей всего около 3%. Наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, патология костно-мышечного аппарата, заболевания пищеварительного тракта. За годы обучения в общеобразовательной школе возрастает число нарушений зрения, осанки, расстройства центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала.
Здоровьесберегающие технологии — это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить спортсмену возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Отделения эстетических видов спорта в ДЮСШ №6 работают, применяя здоровьесберегающие технологии. В рамках спортивно-оздоровительных занятий проводятся многие мероприятия, укрепляющие здоровье детей.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть современной системы образования. Физическая культура в спортивной школе служит целям всестороннего развития личности, в том числе, подготовке детей к жизни. В современной спортивной школе, на наш взгляд, отличительной и главной особенностью тренировочного процесса должен стать приоритет здоровья. Сегодняшнее спортивно-оздоровительное занятие – это не столько погоня за результатами, сколько кропотливая работа тренера и родителей над укреплением здоровья детей. На занятиях необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Тренировка нужна не только для мышц, но и для мозга.
Художественная гимнастика считается одними из оздоровительных видов эстетических видов спорта. Этот вид спорта позволяет сделать занятия физической культурой и спортом более привлекательными и интересными. Музыкальное сопровождение оказывает положительное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей. Комплексы аэробной гимнастики, акробатики содержат упражнения, которые помогают решать задачи каждой части спортивно-оздоровительного занятия:
- вводная часть или разминка – это упражнения, способствующие разогреванию мышц и суставов, формированию правильной осанки, улучшению работы органов дыхания;
- основная часть – это упражнения, направленные на комплексное развитие двигательных качеств необходимых спортсменам, тренировку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- заключительная часть – это упражнения релаксационного характера, которые позволяют организму восстановиться после физических нагрузок.
При спортивной подготовке детей мы используем разнообразные направления и виды художественной гимнастики, акробатики, ритмики:
- танцевальная форма: на занятиях разучиваются элементы танцев различных стилей, обогащают двигательный опыт и повышают культуру движений. Танцевальная форма привлекательна, эмоциональна и высокоэффективна для развития координационных способностей;
- включение в композиции статических элементов на удержание равновесия позволяет комплексно развивать у занимающихся двигательные качества, благоприятно воздействует на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы;
- темповые упражнения, прыжки, прыжки со скакалкой– эти элементы дают работу всем мышцам, улучшают реакцию и способствует минимизации детского стресса;
- силовая подготовка позволяет не только тренировать основные системы организма, но и акцентировать нагрузку на отстающих в развитии отдельных группах мышц, исправить дефекты телосложения, нормализовать вес;
- тренировки с элементами растяжки помогают развивать силу и гибкость мышц, связок и суставов. Это различные динамические и статические позы, дыхательные упражнения, упражнения на стретчинг и расслабление. Они очень эффективны для снятия стрессового воздействия на позвоночник.
На занятиях художественной гимнастикой дети учатся культуре движений, чувству ритма, развивают слух, приобретают пластичность, умение неординарно мыслить и относиться к занятиям творчески. Художественная гимнастика – это зрелищный вид спорта, что позволяет широко использовать его при проведении различных спортивных праздников и мероприятий.
Занятия художественной гимнастикой – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией, так как дети на занятиях активно двигаются. В дни, свободные от занятий в спортивной школе, спортсмены выполняют домашние задания: это может быть заданный комплекс упражнений или творческое задание (найти характер в музыке, придумать танец или комбинацию под заданную музыку, составить описание произвольного упражнения).
Для предупреждения перетренированности детей на занятиях большое внимание уделяется восстановительным упражнениям, в частности, релаксации. Как правило, высокий уровень мышечного напряжения у детей проявляется в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку (звуки природы). Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными, после спортивного занятия чувствуют себя бодрыми.
Большое значение для здоровья детей имеет закаливание. Воздух и солнце — вот естественные факторы, которые помогают ребенку обрести стойкость к любым атмосферным условиям.
Контроль за здоровьем обучающихся на спортивных занятиях в СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой осуществляется за счёт сотрудничества с областным врачебно-физкультурным диспансером. Два раза в год дети проходят комплексную диагностику физического здоровья, а также перед каждым выездом на соревнования.
Ещё одна реализующаяся в рамках наших занятий здоровьесберегающая технология – это технология обучения здоровому образу жизни. Проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний, на которых тренер-преподаватель беседует о здоровом питании; о том, как правильно кормить ребёнка перед занятием; раздача индивидуальных рекомендаций по организации чёткого распорядка дня.
В целях предупреждения несчастных случаев необходимо регулярно проводить лекции с детьми на тему “Безопасность и здоровье каждого”, знакомить детей с техникой безопасности и правилами поведения на занятии, с правилами личной безопасности, проверять знания правил дорожного движения.
Отражение своей внешности — важнейшая часть физического «Я» личности, а также социального и психического «Я» личности, «Я» личности в целом. Внешность позволяет расширять свое влияние, самоутверждаться. И хорошее здоровье, и привлекательная внешность имеют большую инструментальную ценность. Оценка собственной внешности оказывает существенное влияние на многие стороны жизни и деятельности человека: от ситуативного поведения до постановки жизненных целей и выбора профессии. Удовлетворение или неудовлетворение потребности иметь привлекательную внешность входит составной частью в физическое благополучие личности, обусловливая тем самым полноту, уровень всего субъективного благополучия личности. Занятия художественной гимнастикой способствуют формированию адекватной самооценки. Проблемы стеснительности, зажатости, неуверенности выражаются в позах, осанке и походке. Поэтому двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия. «Когда мы начинаем лучше осознавать своё тело, мы лучше понимаем и принимаем самих себя» (Б. Бейнбридж Коэн). Помимо этого, на занятиях дети учатся «самопрезентации», так как уверенность и выразительность выполнения программы, представительность и контактность со зрителем – это один из важнейших критериев исполнительского мастерства в эстетических видах спорта.
Учитывая приоритетное направление нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
- развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей на всех этапах обучения: начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования
© 2013 Template by w3layouts