Скачать презентацию
К вопросу о сохранении физического и психического здоровья юных спортсменов
Растущий организм имеет ряд морфологических, функциональных, адаптационных особенностей, которые необходимо учитывать спортивному врачу и тренеру в ходе врачебно-педагогических наблюдений. Вопрос об уровне и сохранении здоровья юных спортсменов является актуальным и животрепещущим, регулярно обсуждается специалистами. Проведенная в Челябинской области в 2008 г. дополнительная диспансеризация детей, обучающихся в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) показала, что среди юных спортсменов 19,3% имеют хронические заболевания или нуждаются в дополнительном обследовании и лечении, 57,2% имеют риски развития заболеваний и нуждаются в проведении профилактических мероприятий; лишь 23,5% являются абсолютно здоровыми. В этих условиях недооценка особенностей становления растущего организма может не только затормозить рост спортивных результатов, но и привести к серьезным нарушениям здоровья и физического развития. Это особенно важно с учетом закладки в детском возрасте основ здоровья взрослого индивидуума.
Безусловно, регулярная адекватная физическая нагрузка благоприятно сказывается на становлении здоровья и личности ребенка.
При выполнении физических упражнений увеличивается импульсация с работающих мышц, что активирует обмен, деятельность ферментативных систем и течение окислительно-восстановительных процессов, увеличивается кислородтранспортная способность, повышаются устойчивость к повреждающим воздействиям, адаптационные резервы организма и др. Все это улучшает способность организма активно противостоять различным неблагоприятным факторам.
Физические упражнения способствуют гармоничному развитию ребенка. Они повышают устойчивость нервных процессов, активируют пластические процессы, способствуют укреплению скелета и пропорциональному развитию мускулатуры, предупреждают костные деформации, улучшают кровоснабжение внутренних органов.
Кроме того, занятия спортом вырабатывают у ребенка дисциплину, силу воли, психологическую устойчивость.
неравномерность развития, частая диспропорция между развитием двигательного аппарата и внутренних органов, сердца;
относительно небольшая мышечная масса, слабость и эластичность связочного аппарата, что наряду с ростовыми скачками часто способствует развитию деформаций опорно-двигательного аппарата;
малая экономизация кровообращения и дыхания;
незрелость ферментных систем;
слабая защитная функция крови, низкая иммунологическая реактивность;
высокая возбудимость нервной системы с преобладанием процессов возбуждения;
большая подверженность действию различных раздражителей, неустойчивость психики, ранимость;
более высокая заболеваемость.
В 3-5 лет из-за особенностей зрения ребенку трудно следить за движущимися предметами и оценивать скорость, нет адекватного контроля равновесия (парадоксальное снижение его в возрасте 4-5 лет). Ребенок овладевает такими двигательными навыками и умениями, как бег, удар ногой, скачок; некоторые - метанием и перебрасывание мяча. Ребенок легко отвлекается из-за короткой концентрации внимания. В связи с этим для физического развития рекомендуются игры ходьба, бег, плавание, кувырки. Организованные спортивные мероприятия и соревнования могут нарушать процесс усвоения информации и навыков.
В 6-9 лет ребенку еще трудно следить за скоростью и направлением движущихся объектов, к 7 годам автоматически устанавливается контроль равновесия. Развиваются навыки броска над головой; в 8 лет - отработанные навыки бега. Сохраняется короткая концентрация внимания. Рекомендуемая деятельность: приобретение навыков в закрытой группе (бег, плавание, гимнастика), рекреационные игры, не жестко регламентированные занятия спортом.
В 7-10 лет, ранее всего, формируется гибкость и ловкость, что обусловлено высокой подвижностью в суставах, эластичностью нервно-мышечного аппарата, особенностями нервной системы.
В 10-12 лет формируется взрослая модель зрения и более устойчивый контроль равновесия, который снижается затем в период полового созревания во время максимального роста. Развиваются комплексные двигательные навыки, но может нарушаться регуляция постурального равновесия из-за некоординированного роста частей тела. Значительно увеличиваются интегративные возможности и способность к обучению. Дети этой возрастной группы успешно занимаются командными видами спорта и техническими видами спорта; им рекомендуются спортивные мероприятия с невысоким уровнем соревновательной активности. В это же время, до 12-14 лет, формируется быстрота.
Наибольшие темпы роста и развития характерны для детей среднего школьного возраста. В 13-14 лет годичный прирост длины тела составляет у мальчиков 7-8 см и 5-7 см у девочек. В это время продолжается деформация скелета, интенсивно увеличивается мышечная сила, формируется сердечно-сосудистая система, увеличиваются гемодинамические и дыхательные показатели, но рост сердца не отстает от роста тела.
В 12- 14 лет происходит изменение гормональной активности, половое созревание, что приводит к значительным морфо-функциональным изменениям.
В 15-18 лет организм постепенно приближается по всем параметрам к взрослому, реакция на нагрузку становится более экономичной с быстрым восстановлением. Наибольший прирост работоспособности у девочек наблюдается в 16-18 лет, а у мальчиков в 15-16 лет. Полное формирование организма у мальчиков происходит к 19-22 годам, а у девочек несколько ранее.
с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной и художественной гимнастикой;
с 8 лет - акробатикой, прыжками в воду, слаломом;
с 9 лет - биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой;
с 10 лет - академической греблей, волейболом, баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом;
с 11 лет - хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой;
с 12 лет - боксом, велосипедным спортом;
с 13 лет - тяжелой атлетикой.
исключить чрезмерно раннее начало спортивной деятельности: малышам необходимо гораздо более мягкое и бережное обращение, строгие требования тренера на их психику действуют угнетающе. Мнения тренеров и врачей-психологов по данному вопросу различаются;
раннее привлечение ребенка к спорту может значительно ограничить его общие интересы, создать дефицит времени для общения со сверстниками, игр, чтения, что в дошкольном возрасте может привести в затормаживанию эмоционального развития;
необходимо учитывать имеющиеся навыки общения – дети с проблемами в общении в секции будут приживаться сложнее;
для гармоничного развития дошкольника, а особенно часто болеющего ребенка оптимально выбирать прогулки, активный отдых, плавные гимнастические упражнения типа «ушу», ритмику. Эти виды деятельности снимают невротические реакции, обладают общеукрепляющим действием, гармонизируют психическое развитие. Большие спортивные нагрузки у таких детей станут дополнительным стрессорным фактором;
необходимо учитывать тип нервной деятельности ребенка. Сверхэмоциональный и гиперответственный ребенок, быстро включившись в гонку за спортивным результатом, может получить невротические изменения. Дети тихие, спокойные, с устойчивой психикой или чуть заторможенные имеют сниженную от природы эмоциональность, они склонны к монотонной деятельности;
мальчикам рекомендуются командные виды спорта, не имеющие травмирующего акцента на конкуренцию; такие игры развивают взаимопомощь, воспитывают волю, смелость;
подросткам в период пубертата аккуратно нужно относится к силовым видам спорта, бодибилдингу, поскольку монотонные силовые нагрузки в этот период могут привести к перенапряжению сердечно-сосудистой системы, а подросток не всегда способен адекватно оценить свое состояние;
При этом функциональное состояние ребенка и подростка тесно связано с особенностями роста и развития организма и значительно меняется в разные возрастные промежутки, что приводит к изменению переносимости физических и эмоциональных нагрузок, а в ряде случаев может стать основой для развития реакций дезадаптации.
Растущий организм имеет следующие особенности в сравнении с взрослым:
Значительно отличается и способность к адаптации. Регуляция жизненных процессов происходит с преобладанием симпатических влияний, не используются все механизмы адаптации. У ребенка при адаптации к физической нагрузке отмечаются менее экономичная и более напряженная деятельность кровообращения и дыхания, более выраженные вегетативные сдвиги, увеличение минутного объема кровообращения в основном за счет частоты сердечных сокращений, а не ударного объема, менее экономичный расход энергии, больший кислородный долг, более частые нарушения ритма сердца, более медленное течение восстановительных процессов. При нагрузках и в период восстановления в большей мере изменяются частота сердечных сокращений и частота дыхания, чем артериальное давление и дыхательный объем. Все это формирует невысокую работоспособность, способствует большой опасности перегрузок, частому возникновению атипических реакций на физическую нагрузку (дистонический и ступенчатый типы и др.).
Возрастные особенности
Морфофункциональные возрастные изменения определяют динамику возрастного развития физических качеств у детей и подростков.
Организм ребенка и подростка постоянно находится в развитии. Морфофункциональные показатели планомерно совершенствуются, уравновешивается симпатическая регуляция, повышается адаптация к нагрузкам.
Существующая в настоящее время система подготовки спортсменов регламентирует возраст специализированных занятий отдельными видами спорта, масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми:
Некоторые тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опыта начинать тренировку на 2-3 года раньше указанных выше сроков.
Особенности здоровья подростков
Функционирование сердечно-сосудистой системы детей и подростков так же связано с особенностями роста и развития организма. В пубертатном возрасте имеющийся гормональный и вегетативный дисбаланс отрицательно влияет на состоянии сердечно-сосудистой системы подростка в основном за счет нарушения регуляторных механизмов, нарушается центральная регуляция. Сердечно-сосудистая система подростка функционирует в напряженном, неэкономичном режиме, что сказывается на показателях результативности, физической работоспособности, состоянии здоровья.
Особенности развития нервно-мышечного аппарата сердца и его нейрогуморальной регуляции в период полового созревания обусловливают более частое появление различных дисфункций и патологических состояний, таких как выраженная и резкая синусовая аритмия, экстрасистолия, поперечная и продольная блокады сердца, синдром парциального преждевременного возбуждения желудочков, повышенного или пониженного артериального давления. Функциональные возможности подростков ниже, чем у взрослых. Высокая работоспособность достигается за счет значительного физического и эмоционального напряжения.
В период полового созревания меняется энергообеспечение, реактивность, функция центральной нервной системы, настроение, самочувствие. Вследствие целого комплекса происходящих в организме изменений, организм слабеет, подросток становится более подвержен простудным заболеваниям, чаще может получать травмы, возможны различные клинические проявления появившейся вегетативной дисфункции, подросток подвержен перенапряжению, становится неуверен в себе, появляется неадекватное отношение к себе и окружающим. В этот период особенно важен индивидуальный подход к юному спортсмену и индивидуализация (с возможным снижением) тренировочных нагрузок, понимание причин описанных изменений, особо тщательное врачебно-педагогическое наблюдение и углубленные врачебные обследования.
Важным условием эффективности врачебного контроля является определение индивидуальных вариантов развития, типологических особенностей функционирования отдельных систем и организма в целом. В пубертатном периоде у части подростков (по данным Граевской – до 40% случаев) отмечается несоответствие биологического и паспортного возраста. Отмечается ускорение физического и функционального развития – акселерация и замедление – ретардация.
Гармоничная акселерация характеризуется опережением сверстников на 1-2 года по всем морфо-функциональным показателям и биологическому возрасту; при негармоничной акселерации определяется опережение сверстников по одному или нескольким морфо-функциональным показателям. Отставание индивидуума от сверстников в развитии аналогично делится на гармоничную и негармоничную ретардации.
У гармонично акцелерированных подростков отмечены средние и выше средних показатели ударного объема, общего периферического сопротивление сосудов, продолжительности сердечного цикла и диастолы, определяются нормо- и ваготонические варианты распределения кардиоинтервалов.
У негармонично акцелерированных подростков чаще, чем у сверстников, встречаются случаи повышенного артериального давления, различные нарушения ритма сердца, гипоэволютивный вариант развития сердца. У этих подростков страдает адаптация к физическим нагрузкам: более выражен прирост частоты сердечных сокращения и частоты дыхания при нагрузке, большее снижение уровня насыщения кислородом крови, отмечаются атипичные реакции артериального давления, затяжной восстановительный период.
У гармонично ретардированных подростков морфофункциональные показатели соответствуют нормативам для более младших возрастных групп. Явление может быть временным, в дальнейшем такой ребенок может по всем показателям догнать и даже перегнать сверстников.
В настоящее время введено понятие гипоэволютивного вариант развития сердца. Этот вариант развития (тип) характеризуется наиболее низкими по сравнению со сверстниками величинами толщины стенок левого предсердия, правого желудочка, межжелудочковой перегородки, задней стенки левого желудочка, низкими величинами конечного диастолического и систолического объемов, ударного объема; кроме того показатели гистографического автокорреляционного и спектрального анализа ритма сердца отражают усиление адренергических влияний и централизацию управления сердечным ритмом. Гипоэволютивный тип встречается у 8,3% современных подростков-спортсменов и является вариантом нормы, однако свидетельствует о низких адаптационных резервах и , вероятно, является фактором риска, в последующем может стать причиной ухода из спорта, развития пред- и патологических состояний, перенапряжения и перетренированности.
Индивидуальные особенности развития являются вариантами нормы, но некоторые из них в эктремальных условиях и стрессовой ситуации могут оказаться факторами риска, способствовать неадекватной или патологической реакции юных спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки, поэтому так важно знание таких особенностей.
Интенсивность нагрузок
Детский спорт по интенсивности нагрузок мало уступает взрослому. Дети, занимающие в ДЮСШ постоянно испытывают высокие физические и эмоциональные нагрузки, при этом зачатую на тренировках ребенок вынужден длительно выполнять тяжелую и монотонную работу: оттачивает удар, плавает от стенки к стенке в бассейне, наматывая километры, отрабатывает комбинации. Подобная хронически однообразная деятельность создает психический феномен, именуемый монотонией.
Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к деятельности. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь на некоторое время за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения, таким образом, создается угроза психическому здоровью юного спортсмена.
У детей при монотонии вследствие явлений психической депривации и хронического стресса наблюдаются перепады настроения, склонность к депрессии или наоборот, немотивированной радости, излишняя индивидуализация и погруженность в себя, отсутствие стойких привязанностей и серьезных увлечений. Ребенок начинает проявлять агрессивность, могут развиться истеричность, излишняя демонстративность, болезненная жажда лидерства. Если кто-то оказывается успешнее, ребенка мучает чувство собственной неполноценности. Вследствие этого у части юных спортсменов наблюдается задержка интеллектуального развития, такие дети учатся формально, не получают твердых знаний. Как показывают исследования, под влиянием неадекватных физических и психических нагрузок зачастую к концу юниорского периода дети бросают спорт, не выдержав нагрузок или не показав хороших результатов, но лишившись детства, испытывая разочарование. В спорте, как и в другой деятельности важна мотивация, а мотивация предполагает осмысленность и результативность деятельности. При занятиях балетом, музыкой, которые так же предполагают монотонный труд, ребенок соприкасается с прекрасным, с шедеврами художественного творчества. Рутинный труд при этом, кроме прочего, позволяет наслаждаться творчеством. В основе же спорта – стремление к рекордам и жесткое соперничество. При этом современные спортивные достижения лежат за пределами человеческих возможностей.
По мнению Г.В. Козловской, если при вовлечении ребенка в спортивную деятельность стоит задача укрепления его здоровья, гармоничного развития личности, выработки таких положительных черт личности, как дисциплинированность, умение преодолевать сложности, выносливость, необходимо учитывать ряд психологических и организационных моментов:
В любом случае физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и функциональному состоянию, юный спортсмен должен находиться под контролем тренера и грамотного спортивного врача. В системе восстановления спортивной работоспособности юных спортсменов обязательно применение психолого-педагогических средств, при необходимости - привлечение детских психологов и подключение психотерапевтических методик.
Знание морфо-функциональных особенностей растущего организма, грамотное индивидуальное дозирование тренировочной нагрузки, тщательный врачебный контроль являются залогом гармоничного физического и психического развития юного спортсмена, сохранения его здоровья, предупреждения атипических реакций на нагрузку, достижения в последующем высоких спортивных результатов.
Усков Г.В., Возницкая О.Э.*, Усков Д.Г.**, Кролл Л.П.*
ГУЗ «Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер»,
*ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»,
**ГОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»
Впервые опубликована:
Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики в системе медицинской реабилитации и спортивной медицины: сборник трудов областной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧелГМА, 2013. – 89 с. С. 27-35
Источник www.vitasite.ru
© 2013 Template by w3layouts