Музыка в художественной гимнастике

I.   Методические особенности художественной гимнастики.

II. Использование музыки в художественной гимнастике.

III. Связь упражнений с содержанием музыки.

IV. Связь упражнений с мелодией, с ритмом и с музыкальной динамикой.

V. Связь упражнений с построением музыкальных произведений.

VI. Связь движений с характером музыки.

VII. Методические указания к подбору музыки для урока художественной гимнастики.

     Главная методическая особенность художественной гимнастики заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им. Движения, из которых состоит любое упражнение, можно показать, описать и объяснить, изобразить графически. Однако такие существенные стороны движения, как скорость и сила (степень мышечных усилий), плавность и резкость, а также эмоциональная окраска выполнения, объяснить очень трудно, а иногда и невозможно.

   Эти стороны движений и их особенности наиболее характерны для основных упражнений художественной гимнастики. Для формирования представлений о них и последующего усвоения в художественной гимнастике используется музыка. «Музыкальное произведение наряду с командой и показом есть дополнительное раздражение... Музыка сочетается с тем или иным движением, становится возбудителем этого движения и облегчает его выполнение» (А. Н. Крестовников).

   В процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия гимнастки, приводит их в систему и одновременно воздействует на ее эмоциональное состояние.

   Достижение такого результата зависит от методики применения музыки. Музыкальное произведение должно способствовать созданию ярких представлений о характере движений, регулировать эмоциональное состояние занимающихся, содействовать активному проявлению жизнеутверждающих эмоций, свойственных советским спортсменам. Не менее важна роль музыки в овладении техническим мастерством, в достижении высоких спортивных результатов. В связи с этим большое значение имеет правильный выбор музыкальных произведений.

   Произведения выдающихся современных композиторов (А. Прокофьев, И. Дунаевский, А. Свиридов и др.), написанные на спортивные темы, могут служить образцами по своей направленности и содержанию. Однако ограничиваться ими не следует. Многие произведения современной музыки и музыки   прошлого, хотя и не написаны специально на спортивную тему, вполне удовлетворяют указанным требованиям. Они определяют характер выполнения упражнений и помогают гимнастке овладеть ими. При этом устанавливается и закрепляется связь между музыкой и движением.

   Необходимо научить гимнасток не только слушать, но и «слышать» музыку. Следует развивать их восприимчивость к музыке и умение разбираться в ней. Они должны знать и различать средства музыкальной выразительности и конкретизировать их восприятие в движениях.

   Ведущую роль в формировании связей движения с музыкой играет правильная последовательная постановка двигательных задач при обучении упражнениям с учетом подготовленности занимающихся. Выполняя движения в строгом согласовании с музыкой (с разной скоростью, степенью мышечного напряжения, мягкостью или резкостью и др.), гимнастки сравнивают их между собой и учатся воспроизводить тончайшие оттенки мышечных ощущений. В результате между движениями и средствами музыкальной выразительности устанавливается тесная связь, что помогает скорее и лучше овладевать техникой даже самых сложных упражнений. Одновременно совершенствуется умение управлять своими движениями.

   Такой путь совершенствования двигательных способностей человека был впервые указан П. Ф. Лесгафтом, который писал: «Необходимо умение распределять свою работу по времени, что требует точного знакомства с мышечным ощущением, связанным со степенью напряжения, требуемого известной работой для того, чтобы произвести ее в определенный промежуток времени» и «Ребенок должен научиться управлять своими движениями, руководствуясь ощущениями, связанными с мышечной деятельностью».

   Помимо связи упражнений с музыкой, придающей художественной гимнастике своеобразное значение в физическом воспитании женщин и в развитии и совершенствовании общей координации движений, ей присущи и другие методические особенности, характеризующие гимнастику в целом. Прежде всего следует отметить отсутствие упражнений атлетического характера, что делает занятия гимнастикой доступными любым контингентам занимающихся. Кроме того, урок художественной гимнастики характеризуется строгой регламентацией и точностью дозировки нагрузки.

   Методика занятий, имеющая целью научить занимающихся согласовывать свои движения с музыкой, описана в следующих статьях.

     Для художественной гимнастики наиболее характерна часть методики, направленная на установление связи движений с музыкой, на достижение единства между ними. Это возможно лишь при наличии у гимнасток необходимых знаний о музыке и умения конкретизировать свои музыкальные восприятия в движениях.

     Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения композитор выражает с помощью средств музыкальной выразительности — мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.

   Не следует выполнять упражнения в соответствии с отдельными, изолированно взятыми, средствами музыкальной выразительности. Однако если одно из них заметно преобладает в музыке, то надо это отразить и в движениях.

   Ниже приведены примеры овладения упражнениями, соответствующие содержанию музыки и средствам ее выразительности.

     Содержание некоторых музыкальных произведений связано с событиями и образами, навеянными литературными произведениями (симфоническая увертюра П. Чайковского «Ромео и Джульетта») или историческими событиями (Седьмая симфония Д. Шостаковича, посвященная Ленинграду в дни блокады). В других случаях композиторы ограничиваются подзаголовками, определяющими их замысел (например, «Богатырские ворота», «Рынок» и др. из «Картинок с выставки» М. Мусоргского). Такие произведения называются программными. В операх имеется литературный текст, конкретизирующий их содержание, в балетах — либретто. Содержание песен и романсов раскрывается в тексте.

   Однако не каждое музыкальное произведение имеет конкретную программу. Такие названия музыкальных пьес, как «Прелюдия», «Этюд» «Рондо», «Вальс», «Скерцо», сами по себе не раскрывают содержания произведений. Об их содержании можно судить по впечатлению, оставляемому произведением в целом, по мелодии, оттенкам звучания, темпу, построению. К тому же в нотном тексте композитор обычно дает указания, касающиеся исполнения всего произведения или его частей: «задушевно», «энергично, с огнем», «весело» и др., что также помогает понять его замысел.

   С первых занятий следует учить гимнасток понимать содержание музыки. Однако это дается не сразу. Ходьбу строевым шагом или на носках гимнастки выполняют под музыку. Используя в этом случае «Спортивный марш» И. Дунаевского из кинофильма «Вратарь», преподаватель напоминает текст песни. Чтобы отразить патриотический и жизнерадостный ее характер, занимающиеся должны идти четким строевым шагом, с хорошей осанкой, стараясь движениями выразить суть музыки и текста песни.

   Такие двигательные задания помогают лучше понять музыку и выразить ее в движении. Занимающимся полезно понаблюдать за исполнением товарищей и решать, кто наиболее точно и музыкально выполнил задание, в чем это проявляется, какие были недостатки.

   Понять музыку помогает сопоставление разных музыкальных произведений. После разбора одного из них, подходящего для данного упражнения, занимающимся предлагается прослушать другое произведение и определить, подойдет ли оно для данного задания. Например, исполняется марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Преподаватель, задавая наводящие вопросы, помогает гимнасткам анализировать прослушанный марш.

   Он спрашивает, чувствуется ли в музыке нужная для строевой ходьбы твердость, подтянутость, уверенность, обращает внимание занимающихся на шутливый характер мелодии, подчеркнутую прерывистость звучания. Тренер поясняет, что, подобно всей опере «Любовь к трем апельсинам», этот марш проникнут духом пародийности и по характеру не соответствует строевой ходьбе.

   Объяснив особенности техники ходьбы острым шагом, преподаватель спрашивает занимающихся, подойдет ли для этого задания один из двух разобранных маршей. По-видимому, «Спортивный марш» И. Дунаевского будет сразу отвергнут. Сомнения могут возникнуть по поводу марша из оперы «Любовь к трем апельсинам». Преподаватель поясняет, что острота в нем есть, но ходьба острым шагом требует подтянутости, строгости линий и поэтому марш С. Прокофьева тоже не подходит. Этой форме шага соответствует, например, «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» И. Морозова.

   На последующих занятиях, в связи с новыми двигательными задачами, следует разобрать пьесы, различные по характеру и содержанию. При разборе обращать внимание на соответствие музыкальной пьесы данной задаче. Например, при изучении плавных, мягких движений прослушивают произведение П. Чайковского «Сладкая греза». Преподаватель обращает внимание гимнасток на поэтичность, напевность этой музыки, на указание

П. Чайковского исполнять ее «с большим чувством». Подобные пояснения помогают занимающимся выполнять упражнения с нужной окраской и характером движений — певуче, мягко, плавно.

   Примерное упражнение на музыку П. Чайковского «Сладкая греза»:

И. п. — основная стойка.

1-й такт. Небольшой шаг правой в сторону, левую на носок, правую руку в сторону-книзу, смотреть на руку.

2-й такт. Волна правой рукой.

3-й такт. Встать на левую, правую на носок, левую руку в сторону, смотреть на левую руку. 4-й такт. Волна левой рукой.

5-й такт. Шаг правой вперед, левую сзади на носок, руки вперед-кверху (ладонями книзу).

6-й такт. Волна руками, прогнуться.

7—8-й такты. Встать на левую, приставить правую, руки вниз. 9—12-й такты. Повторить такты 1—4.

13—14-й такты. Четыре шага с правой вперед, встать на левую, правую назад на носок (на акцент в 14-м такте), дугами книзу руки вверх-наружу (подчеркнуть акцепт вытягиванием рук). Движения руками и шаги исполнять плавно. Для сравнения с этой пьесой исполняется этюд А. Скрябина, сходный по формальным признакам, но контрастный. И. п. — здесь и далее — исходное положение.

15—16-й такты. Четыре шага назад с правой, приставить правую, руки вниз по содержанию. Музыкальный размер этого произведения, как и предыдущего, 3/4, примерно тот же темп, такая же длина музыкальных фраз, но этюд глубоко драматичен. Выполнять под него то же задание, что и под музыку П. Чайковского, нельзя.

   Для энергичного, сильного движения, например «высокого бега», можно использовать «Кавалерийскую» Д. Кабалевского. Необходимо обратить внимание гимнасток на стремительность и энергию, выраженные этой музыкой, на ее название, которое ассоциируется с характером высокого бега и помогает его усвоению.

   Программа, подзаголовок, текст облегчают понимание музыки, поэтому на первых порах следует использовать именно такие произведения.

   В дальнейшем для более сложных упражнений необходимо подходить к выбору музыки особенно внимательно. Музыкальные произведения, связанные со сложными переживаниями, содержащие образы, требующие искусства перевоплощения или глубоких раздумий, для упражнений не подходят.

   При разборе произведений, не имеющих конкретной программы, важно и общее впечатление, их эмоциональное воздействие. Название «прелюд» еще не раскрывает содержания музыки и требует разбора, в каждом отдельном случае. Полезно сравнить несколько произведений с одинаковым названием.

     Занимающиеся слушают прелюдию Ф. Шопена, соч. 28, № 20 и прелюдию С. Прокофьева, соч. 12, № 7. Не определяя конкретного задания, преподаватель предлагает им выбрать ту, содержание которой больше соответствует средствам гимнастики. После опроса занимающихся преподаватель обобщает их мнения: прелюдия Ф. Шопена вызывает мрачные представления и поэтому не подходит. В то же время светлую и спокойную музыку С. Прокофьева вполне можно использовать для упражнения.

     Возьмем другой пример: «Радостный вальс» С. Туликова и вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» различны по своему содержанию. Последний связан с глубоким конфликтом драмы в целом. Вальс же С. Туликова отвечает своему названию и вполне подходит для упражнений.

   При разборе музыкальных произведений полезно ознакомить занимающихся с условиями, в которых создавалось данное произведение, с замыслом композитора.

     Для правильного согласования движений со средствами музыкальной выразительности необходимо систематически развивать музыкальный слух, знать средства музыкальной выразительности, уметь их различать. Лишь при этом условии гимнастки могут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями. Увеличивая напряжение мышц на громкое звучание (f), уменьшая на тихое (р), ускоряя и замедляя движения соответственно темпу музыки, гимнастки приобретают умение тонко регулировать силу и скорость своих движений. В результате у них формируются условнорефлекторные связи между музыкой и движением, что помогает его совершенствовать.

   Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс их, передающий содержание
произведения в целом.  

     Например, давая задания на изменение силы движений, надо подбирать такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа. При этом важное значение придается изменениям динамики. Так, в вальсе Шуберта (соч. 27, № 13) очень ясно выражено изменение динамики и в «Прелюдии» Шопена тоже, но мрачному прелюду Шопена следует предпочесть энергичный и жизнерадостный вальс Шуберта.

При обучении движениям, согласованным со средствами музыкальной выразительности, трудно рекомендовать определенную последовательность. Однако следует помнить, что все они — темп, метр, ритм, динамика, тембр — объединяются мелодией.

                                   Связь упражнений с мелодией

   Мелодия составляет основу музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте, имеющих определенный темп и ритм.

   Мелодия помогает запомнить музыку, а, следовательно, и упражнение.    Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, гимнастка может повторить его и без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию можно быстро восстановить (на основе сформировавшихся условнорефлекторных связей между движением и музыкой) последовательность движений. Мелодия как бы подсказывает характер движения, форму и последовательность элементов.

   Рисунок мелодии зависит от расстояния между соседними звуками разной высоты (интервалов). Звуки, расположенные на близком расстоянии один от другого, создают впечатление плавного движения мелодии, звуки далекие (скачками) — более резкого, неожиданного.

   Под русскую народную песню «Ходила младешенька по борочку» можно выполнить следующее задание:

И. п.— правая рука вперед ладонью книзу.

1—2-й такты. Дважды незначительно поднимать и опускать руку под один и тот же звук (4 раза).

3-й такт. Слегка опустить руку.

4-й такт. 1-й счет — руку вперед-книзу. 2-й счет — слегка поднять руку и далее отмечать восходящие звуки движением руки вверх, нисходящие — движением вниз. Передавая рисунок этой плавной мелодии движениями, гимнастки лучше ее воспринимают.

                     Связь упражнений с ритмом музыки

   Звучание мелодии связано с продолжительностью звуков, которые ее образуют. Эта продолжительность определяется не абсолютной мерой времени, а длительностью других звуков данного произведения.

     Самая длинная нота — «целая», остальные ноты — ее «доли»: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т. д.

             Связь упражнений с музыкальной динамикой

   Музыкальная динамика — разная степень громкого и тихого звучания, их постепенная и внезапная смена. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) — громко; piano (пиано) —тихо, а также изменения их: crescendo — усиливая; diminuendo (диминуендо)—затихая.

   Занимающиеся слушают произведения с ярко выраженными динамическими оттенками, определяют, называют их и после этого выполняют задания на связь движений с музыкальной динамикой.

Примерное упражнение:

И. п. — стойка на носках, руки в стороны.

1-й такт (форте). Шагом левой, махом правой прыжок шагом, левую руку вперед, правую в сторону.

2-й такт (форте). Шагом левой скачок, руки вниз и левую вперед, правую в сторону (сильно).

3-й такт (форте). Шагом правой скачок, поменять положение рук (сильно).

4-й такт (форте). Приставить левую к правой в стойку на носках, правую руку вниз и в сторону, прогнуться (сильно).

5—8-й такты (пиано). С поворотом налево кругом шагом левой назад четыре легких скачка назад, руки в стороны книзу (мягко).

   В этом упражнении сильные движения, выполняемые по большой амплитуде, соответствуют звучанию форте, легкие (по малой амплитуде) — звучанию пиано.

     Содержание музыкального произведения всегда связано с определенной формой. В широком понимании форма — это совокупность средств музыки, с помощью которых выражается ее идейно-эмоциональное содержание. В более узком понимании музыкальная форма — композиционное построение, соотношение частей произведения. Эти связанные между собой части (периоды), в свою очередь, подразделяются на предложения, фразы, мотивы. Как части, так и более мелкие подразделения в музыке отделяются друг от друга цезурами.

   Простейшие музыкальные композиции бывают одно-, двух- и трехчастными и укладываются в сравнительно простые схемы. Но даже простейшее одночастное построение представляет соединение двух предложений. Они обычно одинаковы или схожи по мелодической основе, но заканчиваются различно: первое из них звучит не вполне завершенно   (вопросительно), второе, напротив, вполне законченно.

   Даже в небольших произведениях, в основном укладывающихся в схему, встречаются отклонения. Они проявляются в расширении или повторении частей или предложений, в добавлении вступления и концовки (кода).  Сочинения крупной формы всегда состоят из нескольких частей, каждая из которых может делиться на 2,3 и более простые построения; иногда симметричность их нарушается.

   Для гимнастических упражнений в основном используются сочинения малой формы, сравнительно простые по схеме построения. Произведения большой формы—многочастные, со сложным построением — трудно сочетать с движениями. Кроме того, они продолжительнее, чем обычные учебные и классификационные упражнения. Сокращения же (купюры), как правило, искажают форму и содержание музыкального произведения.

На простейшем примере одночастного музыкального произведения проследим, как его композиция влияет на построение упражнения.

Шуберт, «Танец».

Примерное упражнение

И.п. — основная стойка, лицом к центру круга. 1-й такт. Шагом правой скачок, правую руку вперед, левую в сторону.

2-й такт. Повторить такт 1 с другой ноги. 3-й такт. Повторить такт 1.

4-й такт. Выпад правой, левую назад на носок, левую руку вперед правую в сторону.

5-7-й такты. С поворотом налево кругом повторить такты l — 3 начать с левой, двигаться от центра.

8-й такт. Поворот скрестно на носках налево на 270° (правым плечом к центру). Руки вниз и в стороны.

9-й такт. Шагом правой скачок, правую руку вниз и вперед, левую в сторону.

10-й такт. Приставной шаг с левой.

11—12-й такты. Повторить такты 9—10 с другой ноги (с усилением).

13-й такт. Шагом правой открытый прыжок прогнувшись, левую руку вниз и вперед-кверху, правую в сторону.

14-й такт. Приставить левую в стойку на носках, руки вниз и в стороны.

15—16-й такты. Поворот скрестно налево на 270°, круг руками книзу в лицевой плоскости, закончить лицом к центру и принять и. п.

   Аналогия построения упражнения и данного музыкального произведения заключается в следующем. Движения в конце первого предложения и в конце всего периода (части) заканчиваются по-разному. Поза, совпадающая с первым предложением (стойка на носках, руки в стороны), не вполне устойчива, менее законченна, чем поза в конце периода (основная стойка, руки опущены вниз), которая создает впечатление завершения упражнения.

   Фразы хотя и отражены в движении, но имеют, как и в музыке, менее самостоятельное значение, чем предложения: первая фраза заканчивается небольшим выпадом (короткой остановкой), после которого снова следуют прыжки, повторяющие первую фразу.

   В целом соответствие между построением упражнения и музыкального произведения достигается соразмерностью частей. При составлении упражнения необходимо следить за общностью границ (фраз, предложений, периодов), их одинаковой длительностью. Это придает упражнению логичность, организованность, строгость, тесно связывает его с музыкой.    Такая связь, в свою очередь, помогает гимнасткам лучше понять музыкальное произведение.

     Одна из особенностей музыки, придающая ей особую выразительность, — оттенки или характер звучания. Например, в «Сладкой грезе» П. Чайковского звуки следуют непрерывно связно — legato (легато).

В «Танце ласточки» И. Морозова, напротив, звуки отделены друг от друга короткими паузами, поэтому звучат прерывисто — staccato (стаккато).

     Соблюдение этих оттенков, указанных в нотном тексте, необходимо для выразительного исполнения музыкального произведения. В свою очередь, умение отразить оттенки музыки в движении помогает технической подготовке гимнасток.

   Примерное упражнение на staccato.

И. п. — основная стойка, кисти согнуты вперед, ладони книзу. 1-й такт. Четыре острых шага бегом с левой (отрывисто). 2-й такт. 1—2-я четверти — небольшой прыжок на левую в полуприсед, правую согнуть вперед под прямым углом (четко), левую руку вперед, правую назад.

3—4-я четверти — то же, что на 1—2-ю четверти, но с другой ноги, поменяв положение рук (четко).

3—4-й такты. Руки вниз, повторить такты 1—2, 5-й такт, 1—2-я четверги — шаг левой (правая сзади на носке), руки вперед, левую кисть вниз, правую вверх, поменять положение кистей (четко).

3—4-я четверти—шаг правой (левая сзади на носке), повторить движение кистей.

6—7-й такты. Дважды повторить такт 5.

8-й такт. Поворот скрестно направо кругом, руки вверх и дугами наружу руки вниз; принять и. п.

Примерное   упражнение   на   legato: И. п. — круглый полуприсед на левой, правая впереди на носке, руки вверху.

1—2-й такты. Выпрямиться и, спружинивая на правой, наклон) назад, руки в стороны ладонями кверху (плавно, слитно). 3—4-й такты. Выпрямиться, руки вверх, принять и. п. 5—6-й такты. Повторить такты 1—2.

7-й такт. Выпрямиться, левую скрестно перед правой, стойка на носках, руки вверх, поворот направо кругом (медленно, слитно).

8-й такт. Шаг правой в сторону в полуприсед, левую на носок, наклон влево (плавно).

9—10-й такты. Выпрямиться, правую скрестно перед левой в полуприсед, левая на носке, наклон вправо (плавно).

11 — 12-й такты. Выпрямиться и повторить такт 8.

13—1-4-й такты. Встать на левую, выпрямиться, шаг правой назад в круглый полуприсед, левую вперед на носок, круг рукам» назад.

     Для музыкального сопровождения строевых упражнений больше всего подходят марши. Подбирать их следует в зависимости от задания и конкретных условий проведения занятий (подготовленность коллектива, его состав). Для упражнений на внимание, коротких танцевальных комбинаций и музыкальных игр используется бодрая, живая, легко запоминающаяся музыка (народные пляски, польки, галопы и т. п.).

   Музыка для общеразвивающих упражнений подбирается в соответствии с их характером. Например, для взмахов подходит энергичная музыка, для упражнений на растягивание—плавная и спокойная.

   Музыку для упражнений основной части урока следует подбирать исходя из их эмоциональной окраски, темпа, ритма, оттенков выполнения. Для специальных упражнений на согласование движений с музыкой подходят произведения (или законченные отрывки) с яркими средствами музыкальной выразительности. Для комбинаций используются небольшие произведения, разнообразные по характеру: сюиты из произведений Глазунова, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Штрауса, Шуберта, Брамса, Лядова и др. Можно также использовать вальсы, галопы, скерцо, рондо, польки, мазурки, этюды, отрывки из балетов, музыку из кинофильмов, а также музыкальные произведения, специально написанные для упражнений.

   Подбирать надо такую музыку, чтобы комплекс ее выразительных средств соответствовал содержанию упражнения и помогал бы его выполнить.  Например, в упражнениях с мячом сильный бросок среднего или большого мяча вверх требует и энергичного взмаха. Если же в упражнении есть и плавные движения (передачи, перекаты мяча), то музыкальное произведение должно быть контрастным по характеру.

   Пианист должен помогать преподавателю. Чем шире его репертуар и выше квалификация, чем лучше он знает задачи и методику художественной гимнастики, тем продуктивнее будет процесс обучения.

   Большое значение имеет качество исполнения музыкальных произведений. Пианист обязан не только точно передать музыкальный текст пьесы в соответствии с ее записью, не только строго придерживаться указаний, касающихся темпа, ритма, оттенков, но и художественным исполнением помочь гимнастам понять замысел композитора.

Новости

Правила дорожного движения

Всероссийские соревнования"Осенний хоровод"

Первенство и Чемпионат г. Челябинска

Всероссийские соревнования "Тихоокеанская волна"

Муниципальные соревнования "Волшебная страна"

 

 

Решаем вместе
Проблемы с записью в спортивную секцию? Спортивные площадки требуют ремонта?

 

 

 

 

 

Протоколы соревнований

Нет записей

© 2013 Template by w3layouts