Профессиональные компетенции тренера спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера жизненно важна для развития любого вида спорта - это очевидный факт. Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и развитии спортсменов, которые затем в результате долгой спортивной карьеры достигают своего потенциала.

     Один из великих сказал, что «мы стоим на плечах гигантов». Это означает - следуем за теми пионерами и лидерами, которые были до нас. Такие гиганты - это тренеры, ученые, исследователи и спортсмены, которые добивались высоких результатов.

     Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе. Он интуитивно экспериментирует (не во вред спортсменам) - в поисках как немедленных, так и долгосрочных результатов. Затем пытается найти объяснения этим результатам, если они были.

     Тренерская работа - это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удовлетворить свое тщеславие. Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что тренеры, работающие с новичками, пытаются во многом подражать работе своих коллег, тренирующих высококвалифицированных спортсменов. На самом деле лучший тренер не тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих воспитанников. Тот, кто тренирует юных спортсменов, не должен забывать, что профессия тренера - это огромная ответственность. Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спортсмена как личности. От поступков и решений тренера во многом зависит судьба молодого спортсмена.

Умения тренера

     Практика деятельности свидетельствует, что тренеры не всегда обладают достаточными методическими знаниями, адаптированными к практической деятельности в тренировке. Развитие тренерской деятельности заключается в следующем процессе:планирование - выполнение - анализ выполненного.      Тренер должен уметь:

оптимально планировать, проектировать учебно-тренировочный процесс, а именно:

-   адекватно осмысливать программно-методические требования;

-   диагностировать реальные возможности воспитанников;

-   последовательно проектировать задачи образовательного процесса с выходом на планируемые этапные и итоговые результаты;

-   выбирать оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения;

-   планировать и регулировать тренировочные и соревновательные нагрузки;

-   владеть формами, методами и содержанием комплексного контроля подготовленности;

-   создавать благоприятные морально-психологические, гигиенические и эстетические условия обучения;

-    оптимально реализовать намеченный план учебно-тренировочного процесса;

-   концентрировать внимание обучающихся на выполнении основных задач учебно-тренировочного занятия;

-   оптимально управлять деятельностью обучающихся;

-   досконально владеть методикой избранного вида спорта;

-   вести контроль результативности тренировочных воздействий;

-  анализировать результаты учебно-тренировочной работы:

-   анализировать соответствие результатов тренировки на различных этапах подготовки поставленным задачам;

-   выявлять причины успехов и недостатков результатов тренировочного процесса;

-   делать своевременные выводы из полученных результатов и вносить в учебно-тренировочный процесс экспресс-коррекцию.

     Процесс «планирование - выполнение - анализ» является цикличным. Для эффективного выполнения данного процесса тренеру необходимы определенные знания, умения, навыки.

Личный пример тренера - ведущий метод воспитания

       Среди разнообразных методов воспитания особое значение имеет личный пример тренера, ибо все остальные могут быть эффективны в случае, если тренер-преподаватель пользуется авторитетом.

     Тренер - идеальная модель человеческой личности: не пьёт, не курит, придерживается спортивного режима, вежлив, предупредителен, серьезно относится к каждой тренировке. Занимающийся должен видеть в своем тренере человека высокой культуры, образованного, способного ответить на любые вопросы. Не только поведение, но и внешний вид тренера должен быть безукоризненным - аккуратная и красивая рабочая спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды.

     Высокий авторитет тренера позволяет успешно применять в воспитательной работе такие действенные меры, как убеждение, поощрение, наказание.

     Тренер, сумевший завоевать уважение и любовь воспитанников, легко добивается выполнения своих советов, указаний. Спортсмены верят своему тренеру, и эта вера - один из важнейших факторов, способствующих достижению успехов.

     Систематически повышая требовательность к спортсмену, тренер постепенно и целенаправленно приучает его к точному выполнению тренировочных планов и заданий, соблюдению всех требований тренера.

     Убеждение не должно превращаться в нотацию. Тренеру необходимо в беседах с отдельными спортсменами или с группой спортсменов приводить тщательно подобранные примеры.

     Поощрение - это одобрение, похвала, награждение. Основное условие применения поощрения - своевременность. Педагогической сутью поощрения является поддержка спортсмена, укрепление уверенности в своих силах, а также возможность закрепления изучаемого двигательного действия.

     Наказание позволяет укрепить характер, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение преодолевать соблазны. Наказание должно быть своевременным и справедливым. Юный спортсмен должен четко представлять, за что он наказан.

     В отношениях с учениками нужно искать «золотую середину». К каждому ученику должен быть индивидуальный подход, и в то же время вся группа не должна чувствовать, что есть любимчики и не любимчики. Нет понятия «добрый тренер или злой». Скорее подойдет «строгий и справедливый». Ученик должен видеть в тренере воспитателя и помощника. И участвовать в процессе воспитанник и тренер должны оба, понимая, что проблема общая. Если тренер говорит спортсмену: «я тебе все объяснил, дальше твои проблемы» - это тупиковая позиция. Иногда даже стоит сделать вид, что и тренер сам не очень понимает, что происходит, тогда ученик начинает чувствовать большую ответственность и самостоятельность. Таким образом, можно достигнуть духовного единения, как с отдельным спортсменом, так и с группой учеников.

     Подводя итоги вышесказанного, нужно подчеркнуть следующие стороны деятельности тренера:

•   Главная роль тренера заключается в активном содействии процессу индивидуального развития занимающихся за счет достижения должного уровня физического состояния, обусловливающего стабильное здоровье и высокие спортивные результаты.

•   Тренер является наставником в этическом и нравственном воспитании занимающихся.

•   Тренер обязан обеспечить безопасность учебно-тренировочного процесса.

•   Поведение тренера в любой ситуации (во время тренировки, соревнования, на отдыхе, в ситуации общения со спортсменом, с судьями и т.п.) должно быть профессионально и этично безупречным.

•   Тренер должен нести ответственность за то, чтобы его ученики не использовали запрещенные лекарственные средства, способствующие повышению спортивного результата.

•   Тренер должен доводить до спортсмена знания о вредных последствиях использования запрещенных веществ и принятия психотропных препаратов.

•   Человек, имеющий вредные привычки, не имеет права быть тренером детско-юношеского спорта.

•   Тренер обязан постоянно работать над повышением профессионального мастерства.

Новости

Кубка и Чемпионат Челябинской области «Рождественские встречи»

Областные соревнования памяти Р. И. Шуваловой по художественной гимнастике

"ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ТРЕНЕР 2024"

Всероссийские соревнования "Малахитовая лента" по эстетической гимнастике

Международный турнир Winter cup 2024 по эстетической гимнастике

 

 

Решаем вместе
Проблемы с записью в спортивную секцию? Спортивные площадки требуют ремонта?

 

 

 

 

 

Протоколы соревнований

Нет записей

© 2013 Template by w3layouts