Ведем детей по ступенькам нравственности

Уважаемые родители, как же сделать так, чтобы ваш ребенок и почувствовал и понял, что такое нравственность. А от этого уже перешел к самой жизни по её нравственным принципам?

     Ведь именно такими хотят видеть своих детей родители. Но одного родительского желания для этого мало. От того и далеко не все дети вырастают честными и отзывчивыми, добрыми и справедливыми. Причин для этого вполне достаточно. На кого-то попадает под отрицательное влияние духовно-нравственных интересов членов семьи. Сказывается в большой мере занятость родителей на работе и дома.

     Семейное воспитание – вопрос не простой. А родители, к сожалению, не всегда владеют методами воспитательной работы с детьми. Чаще всего они полагаются на свой опыт, не разбираясь в вопросах детской психологии, не задумываясь о том, что неверное воспитательное воздействие на ребенка может вызвать нежелательные последствия. Отсюда и неумение общения с детьми, неумение разрешить конфликтную ситуацию, недооценка личного примера родителей и т.д.

     К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания». Однако,  если вы обладаете знаниями и умеете применять их на практике, делаете правильный выбор мер воздействия на ребенка, если условия семейного воспитания находятся на должном уровне, если вы обладаете таким качеством, как терпение, и вам свойственно чувство ответственности за судьбы своих детей, то это поможет вам и формировать личность ребенка в детстве, и оказать влияние на его нравственное развитие в последующие годы.

     Шагать по ступенькам нравственности необходимо начинать вместе с ребенком уже с дошкольного возраста. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к поучениям взрослых, они во многом подражают взрослым, особенно родителям. Родственная привязанность, любовь, особый, неповторимый характер семейных отношений с его доверительностью и эмоциями оказывают решающее влияние на нравственное становление ребенка. Огромен воспитательный потенциал семьи, и ничем нельзя заменить её воспитательное воздействие  при условии сохранения в семье здорового морального климата, ничем не омраченного. Именно такой климат семьи формирует у детей гуманистическое отношение к людям, уважение к родителям и самоуважение.

     Разные семьи – разные дети. Одни замкнуты и необщительны. Другие же, наоборот грубы и агрессивны. И у тех, и у других могут не сложиться взаимоотношения с окружающими их людьми, а значит, и жизненные проблемы, многие из которых впоследствии «разрешаются» или иллюзорно смягчаются при помощи сигарет, алкоголя и т.д. Полноценное развитие личности не может состояться при таких условиях. Не сложившиеся взаимоотношения приводят зачастую к озлобленности на весь белый свет, к застенчивости, которая может перерасти в трусливость (из таких людей часто получаются «тихие алкоголики»). Подобное положение вещей может привести к безразличию и полнейшему равнодушию.

     А ведь все начинается с родительского равнодушия, невнимания к своему ребенку. Находите ли вы время поговорить со своим ребенком? Не вызывают ли его вопросы у вас чувство раздражения? Ведь он ждет от вас внимания, сопереживания, обсуждения его успехов и проблем. Хорошо, если ребенок не затаится, не скроет свои обиды. Это поможет вам вовремя сориентироваться уладить ваши с ним разногласия. Но бывает обида скрытая, подавленная, тревожная. Или вы отмахнулись от проблем ребенка, или не смогли убедить, в чем он не прав. Возможно,  он шел к вам за пониманием, сочувствием, а получил в ответ окрик, грубость и наказание. Так появляется чувство отчуждения. Однажды, отмахнувшись от его «приставаний» (как выражаются некоторые родители) или,  подавив его свободу угрозой и жестокостью, вы рискуете больше не услышать его «тайн», не проникнуть в мир его проблем и просмотреть его уход из семьи в дворовую компанию. Вот уж где всегда готовы выслушать, поговорить по душам и «помочь» решить наболевшие проблемы (плюнь на всё, сделай затяжку и расслабься; глотни и тебе станет легче; уколись, и проблемы покажутся тебе не такими страшными). Поговорите с ребенком, не оставляйте его один на один с такими важными для него проблемами. Найдите, за что его похвалить. Ведь вы не думаете, что ласка и одобрение нужны только малышам.

     Если вы чувствуете что некоторые вопросы в воспитании ребенка идут «как-то не так», найдите в себе мужество оглянуться, признать свои недоработки, взвесить всё, найти время и силы для исправления своих (а не ребенка!) ошибок.

     Не забывайте о великой силе родительского примера в формировании нравственности детей. Родительское желание, чтобы дети поступали правильно, велико. Но всегда ли они сами поступают так, как нравоучительно говорят об этом детям? Если нет, то таким образом ионии дают своим детям яркий пример безнравственности, потому что зачастую говорят одно, думают другое, а делают третье. И дети становятся этому свидетелями. Мало сказать ребенку «не пей», «не кури» или словесно удерживать его от другого плохого поступка. Важно дать ему все необходимые сведения о последствиях его безнравственного поступка или пагубного пристрастия. И самим быть добрым примером того хорошего, о чем вы говорите, в чем вы убеждаете своего ребенка. Не приходилось ли вам слышать от детей такую фразу: «А почему ты сам (сама) не…?» Требовательность к себе и детям. Разве она может быть разной?

    Необходимо организовать жизнь ребенка так, чтобы его поступки, вся его деятельность были направлены на получение ощущения значимости и необходимости моральных требований для человека. Благодаря своей деятельности он сможет открыть мир этих требований. И сможет реализовать их во взаимоотношениях с другими людьми.

    Домашний труд, взаимопомощь и взаимовыручка в процессе этого труда – великое средство нравственного воспитания.

К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».    Прошел ли ваш ребенок первую нравственно-трудовую ступеньку – самообслуживание?

     Труд для себя должен постепенно переходить в помощь членам семьи. Ребенок растет, и требования к результатам его труда должны расти тоже. Задания усложняются, а поручений становится больше. Необходимо объяснять ребенку, что это в порядке вещей.

     Спокойно расскажите, как выполнять тот или иной вид домашней (или дачной) работы. Вселите уверенность в том, что он справится. Не забудьте сказать доброе слово, если даже результаты не в полной мере соответствуют вашим ожиданиям. Давая задания, поручения, необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей (быстроту и подвижность, спокойствие и прилежание, энергичность и инициативность). Лучше, когда поручения не разовые, а постоянные и когда они соответствуют характеру ребенка. Но затем без напряжения, спокойно приучайте его к мысли о том, что есть и другие дела, которые может и не столь приятны ему, но их результаты необходимы всей семье (ведь другие члены семьи выполняют для тебя то, что возможно, им не всегда нравится).

     К домашнему труду следует привлекать и девочек и мальчиков. И здесь снова хочется подчеркнуть великую силу родительского примера. Если мальчик вместе с отцом активно участвует в повседневном труде, вместе с ним проявляет заботу о своих близких, то есть большая надежда на то, что вступив в самостоятельную жизнь, такой человек будет в состоянии разумно распоряжаться своим временем и заботиться о благосостоянии семьи. Таких людей обычно не тянет к праздному время провождению, рюмке и т.д. Они стремятся наладить быт своей семьи, заботятся о воспитании детей, разумно распоряжаться своим заработком, а не оставлять его в казино или баре.

Ребенок должен иметь постоянное трудовое поручение, и лучше, если оно будет им выполняться успешно и заслужит одобрения.

     Но не забывайте. Что детей надо обучать трудовой деятельности, а не покрикивать на них, если что-то не получается (неряха, все-то у тебя из рук валится, ничего толком сделать не умеешь, не можешь, чтобы что-то не разбить, неумеха, увалень и т.д.). А вам приходилось говорить такое? Какой была реакция ваших детей? Как вы выходили из создавшегося положения?

Объясняйте, советуйте, поощряйте. (Ах, какое печенье мы сегодня испекли! Ты сам это сделал? Какой ты молодец!) Любящие и понимающие родители всегда найдут, что сказать.

     Не забывайте, что при постоянной, отрицательной оценке вами усилий вашего ребенка (не может же он научиться всему и сразу, проявите терпение) появляется упрямство и нежелание делать что-либо вообще (как ни сделай, все равно скажут, что плохо, так зачем что-то делать).

     Демонстрация ваших родительских трудовых навыков (положительный пример родителей), общие трудовые дела семьи (на кухне, в саду, на даче, в гараже, домашний ремонт, уборка и т.д.) воспитывают трудолюбивых людей, людей с высоким чувством долга и ответственности.

     Чтобы труд был детям в радость, он не должен быть монолитным, по крайней мере, в его начальной стадии. Добавьте в него элементы новизны, выдумки, (а давай мы вот так попробуем слепить; я думаю, если это украсить, то получится просто здорово и т.д.). И всегда следует помнить о том, что «когда человек остается без работы в руках», то чаще всего и «без мысли в голове». И это незаполненное пространство могут занять другие мысли, противоречащие нравственному образу жизни человека (например, напиться от тоски и скуки).

     И еще одно теплое человеческое чувство воспитывается в доброжелательной атмосфере родительского дома. Это доброта, которая прививается разумным сочетанием родительской доброты к ребенку и последовательной, тоже доброй, не жестокой, требовательностью к нему.

Ваш ребенок взрослеет. И вы уже своим примером семейных взаимоотношений к близким, знакомым, друзьям, другим людям развиваете у него стремление самому делать добро. Учите своих детей сочувствовать и сопереживать, уметь разделить с людьми и радость и горе, защищать добро от зла. Пусть ваши дети узнают, что быть добрым и милосердным – это значит осуществлять любовь к людям не на словах, а на деле. При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души. Это означает, что у вас появится больше шансов влиять на развитие именно нравственного поведения вашего ребенка, на его конкретные положительные поступки.

     Многие родители опасаются, что ребенок, воспитанный добрым и милосердным, может впоследствии стать не то чтобы расточительным, но будет в какие-то моменты своей самостоятельной или уже семейной жизни жить, как говорят, «себе в ущерб».

     Дети, как правило, очень болезненно переживают несправедливость. Ту несправедливость, то зло, с которым мы столкнулись в детстве, и пережитую в связи с этим трагедию души, душевную травму мы помним всю жизнь. Иногда все это накладывает существенный отпечаток на всю жизнь и наши поступки, отношение к другим людям (и даже к своим родителям). Поэтому учите детей житейской мудрости, рассказывайте им о том, что в жизни не всегда так гладко и правильно, как нам бы этого хотелось. Не надо расстраиваться из-за того, что мы не в силах изменить. И еще о том, что если кто-то не смог оценить по достоинству тебя или твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твое доброе отношение к этому человеку (или хотя бы понимание), отзовется добром в тебе самом или близких тебе людей.    Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро-это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере.    Энергия вашей доброты не исчезает – утверждают некоторые ученые. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Иногда это то, что мы называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!». А может, к вам просто вернулась ваша доброта? Жизнь так устроена, что человек, делающий добро, получает его в ответ сторицей.

    В одной из научных статей красной нитью прошла мысль о том, что любовь родителей друг к другу важнее, чем любовь этих же родителей к самому ребенку. Вот что является необходимым условием для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Любите друг друга и своих 

Новости

Правила дорожного движения

Всероссийские соревнования"Осенний хоровод"

Первенство и Чемпионат г. Челябинска

Всероссийские соревнования "Тихоокеанская волна"

Муниципальные соревнования "Волшебная страна"

 

 

Решаем вместе
Проблемы с записью в спортивную секцию? Спортивные площадки требуют ремонта?

 

 

 

 

 

Протоколы соревнований

Нет записей

© 2013 Template by w3layouts